Общие сведения о банковских карточках

Банковская карточка – это платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты за товары и услуги или получать наличные денежные средства.

Банковская карточка является средством доступа к денежным средствам на счете держателя не только в банке, но и вне его, а также во внерабочее время банка.

Банковская карточка – это очень удобный и достаточно безопасный способ распоряжения своими деньгами при условии обязательного соблюдения правил пользования.

Как получить карточку

Прежде всего, при выборе типа карточки следует определиться с ее назначением. При выборе банка и типа карточки необходимо изучить и сравнить тарифы банков на данные услуги. В банках при выдаче карточек могут взиматься платежи за открытие счета, изготовление карточки, ежемесячное/годовое обслуживание и другие. При выдаче зарплатных карточек эти расходы обычно несет предприятие-работодатель.

Важным фактором при выборе банка является возможность предоставления дополнительных услуг, например, SMS-информирование, интернет и мобильный банкинг, переводы со счета на счет, погашение кредитов и оплата услуг в устройствах самообслуживания и др.

Для получения карточки необходимо обратиться в банк для оформления соответствующего договора.

По области применения:

Карточки международных платежных систем — карточки, с помощью которых возможно проведение операций в различных странах мира вне зависимости, в какой стране они были выпущены.

Карточки внутренних платежных систем – карточки, выпускаемые банками-участниками таких систем для обращения внутри одной страны.

Карточки частных платежных систем – карточки, выпускаемые одним банком для обслуживания, как правило, только в собственной сети.

В зависимости от типа счета, к которому держатель карточки получает доступ:

Дебетовая карточка – карточка, с использованием которой операции производятся в пределах остатка денежных средств на счете, а также в пределах лимита овердрафта, если он предусмотрен договором. Это наиболее распространенные в Республике Беларусь карточки, используемые банками при зарплатном обслуживании предприятий.

Кредитная карточка – карточка, с использованием которой держателем осуществляются операции в пределах суммы кредита, предоставляемого банком-эмитентом в соответствии с условиями кредитного договора.

В зависимости от применяемых технологий:

Карточки с магнитной полосой – это карточки, на которых в качестве носителя информации о держателе, номере самой карточки, сроке ее действия и др. используется магнитная полоса. Информация на карточку наносится банком в процессе персонализации и в дальнейшем не изменяется. Такие карточки в точке платежа обрабатываются при помощи электронных устройств.

Карточки с чипом – это содержащие микропроцессор (микросхему) карточки. В памяти микросхемы хранится информация о состоянии счета, максимальном или минимальном размере суммы, которую можно использовать единовременно, об операциях, совершенных в течение дня, и многое другое. Это наиболее защищенные от подделок карточки. Благодаря наличию микросхемы, ряд операций могут быть выполнены без связи с банком в автономном режиме. Информация в памяти микросхемы на карточке может обновляться в процессе проведения операций по команде банка в фоновом режиме. Различают контактные и бесконтактные карточки с микропроцессором.

Бесконтактные карточки – это карточки с возможностью радиочастотного взаимодействия ближнего радиуса с терминалом. Данная технология увеличивает безопасность при проведении операций с карточкой, поскольку держатель карточки сохраняет контроль над ней (не передает ее кассиру) при всех бесконтактных операциях. Операция совершается при поднесении карточки к терминалу и при совершении мелких покупок (до определенного лимита) ввод PIN или подпись держателя на карт-чеке не обязательна.

Комбинированные карточки – это карточки, содержащие в себе несколько или все одновременно вышеперечисленные носители информации (магнитная полоса, микропроцессор, бесконтактный модуль).

В зависимости от владельца счета и держателя:

Личные карточки – карточки, выдаваемые физическим лицам. В данном случае владелец счета и держатель карточки суть одно лицо. По желанию владельца счета могут быть выданы дополнительные карточки иным лицам. Операции с использованием таких карточек будут отражаться на одном счете, владелец которого может установить лимиты сумм для каждой дополнительной карточки.

Корпоративные карточки – карточки, выдаваемые юридическим лицам. Держателями таких карточек являются уполномоченные представители данного юридического лица. Порядок использования средств юридического лица определяется законодательством.

Ошибки при использовании банковской карточкой и возможные последствия

Ошибка
Последствия
Хранение PIN вместе с карточкой Потеря всех средств на счете при утере или хищении карточки и PIN
При снятии наличных денежных средств в банкомате деньги и карточку забирают не сразу или вовсе забывают их забрать Как минимум: потеря выданной суммы и/или карточки, как максимум: потеря всех средств на счете
Несвоевременное уведомление банка об утере карточки Возможно потеря всех средств на счете
Передача карточки третьим лицам Возможно потеря всех средств на счете
Несоблюдение технических правил хранения карточки (температурные, магнитные, механические воздействия) Невозможность совершения операции с использованием карточки, необходимость ее замены, потеря времени и средств на перевыпуск карточки
Подпись платежных документов без проверки суммы или при отсутствии таковой Несоответствие списанной со счета суммы сумме операции, при этом очень сложно опротестовать операцию, карт-чек которой Вами был подписан
Утеря PIN Отказ в проведении операции, потеря времени и средств на перевыпуск карточки
Разглашение PIN Если мошенник узнает PIN к Вашей карточке, то это приведет к хищению карточки и потере всех средств на счете
Ошибки в наборе PIN Изъятие карточки банкоматом либо ее блокировка, как следствие, потеря времени и средств на возврат или разблокировку карточки
Несохранение платежных документов Затруднения при анализе трат, усложнение разрешения спорных ситуаций
Нерегулярная проверка ежемесячных выписок о движении средств по счету Невозможность опротестования спорных операций из-за истечения срока исковой давности
Отсутствие подписи на соответствующей полоске на карточке Отказ в проведении операции, когда требуется подпись держателя на карт-чеке
Вставляют карточку не той стороной или не в то отверстие банкомата Невозможность проведения операции
Попытка снять деньги «до нуля», не учитывая комиссию банка или номиналы банкнот Отказ в проведении операции

 

Что делать при утере платежной карточки

В случае утери карточки необходимо срочно заблокировать карточку. Блокировку карточки можно осуществить по средствам ДБО, SMS-банкинга или обратившись в круглосуточную сервисную службу своего банка. Затем, не откладывая, в оговоренные банком сроки, следует подать письменное заявление об утере карточки по месту ее получения.